www.corpmedia.ru

Аналитика / Управление коммуникациями / «Мы видим свое очевидное преимущество»

Николай РОМАНОВ, Директор по развитию, совладелец Агентства MoneyFest:

«Мы видим свое очевидное преимущество»

Сегодня корпоративные СМИ существуют практически во всех крупных компаниях. Одни создают их своими силами, другие прибегают к аутсорсингу. Аутсорсинг - (англ. outsourcing) - передача традиционных неключевых функций организации внешним исполнителям - аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы. О том, как аутсорсеры создают корпоративные издания, НСМИ рассказал совладелец Агентства MoneyFest Николай РОМАНОВ.

Каковы основные направления деятельности вашей компании?

Наше главное направление деятельности - это, конечно, корпоративные СМИ: газеты и журналы «под ключ», а также клиентские издания. Агентство создавалось профессиональными журналистами и редакторами деловых СМИ, и теперь мы видим свое очевидное преимущество в этом направлении. Ошибочно было бы воспринимать корпоративные СМИ как младшего брата в семье медиарынка. Каждое наше издание - это профессиональный продукт со своей оригинальной концепцией.

Также мы уже четыре года предоставляем услуги в сфере графического дизайна. Агентство разрабатывает всевозможные буклеты, годовые отчеты, календари, рекламные модули.

Среди каких компаний больше всего заказчиков корпоративных изданий?

Все просто - если штат компании превышает 300 человек, то это наш потенциальный клиент. При этом какого-то деления по отраслевой специфике, честно говоря, мы не наблюдаем. В современной ситуации заказчиками могут выступать любые организации.

Перед достаточно крупной компанией стоит выбор между аутсорсингом и созданием собственного отдела, который займется выпуском издания. В данном случае мы, как аутсорсеры, можем противопоставить свой опыт, профессионализм и отлаженную, удобную схему работы, а также свежий подход к решению задач, которое ставит перед собой конкретное издание. Дело в том, что как бы мы ни сроднились с компанией-клиентом, мы все равно остаемся отдельной бизнес-единицей, что дает нам большую степень свободы и благодаря чему мы можем предлагать клиенту нетривиальные решения. С другой стороны, с нас и спрашивают жестче. Посудите сами: разорвать договор гораздо проще, чем уволить 4-х сотрудников!

Заказы на производство корпоративных изданий чаще всего поступают от больших компаний, которые тщательно следят за развитием не только внешних, но и внутренних коммуникаций. Ведь корпоративное издание - это не только имиджевая составляющая компании, это возможность донести необходимую информацию до своих сотрудников, клиентов и партнеров. В частности, для многих компаний достоинства корпоративных СМИ как инструмента коммуникаций стали очевидны в период кризиса. В это время многие дальновидные корпорации, несмотря на финансовые затруднения, тем не менее изыскивали средства и продолжали выпускать собственные газеты и журналы. С их полос руководители рассказывали сотрудниками о возникших трудностях и дальнейших шагах по их преодолению. По оценкам наших клиентов, этот шаг доказал свою эффективность.

Мы создаем разные корпоративные издания, отличающиеся по формату и наполнению (контенту). Это могут быть газеты и журналы, а также информационные бюллетени, ориентированные как на сотрудников (B2P), так и на клиентов (B2C), и партнеров компании (B2B). Существуют также разовые выпуски, приуроченные к определенным событиям и датам. Порой такое специальное издание может оказаться приятнее сотрудникам и дешевле компании, чем подарки и другие методы поощрения.

Сколько у вас клиентов, заказчиков корпоративных медиа? Есть ли клиент-мечта?

На данный момент мы делаем корпоративные газеты и журналы для четырех компаний. Это один из лидеров петербургского рынка хлебо-булочных изделий - компания «Каравай», сеть гипермаркетов «Лента», строительная корпорация ЛЭК и Инвестиционная компания БКС.

Мы занимаемся корпоративными СМИ с января 2007 года. К сожалению, из-за финансового кризиса мы потеряли нашего первого клиента - ГК СЗНК (бюджет на газету перестали выделять). С их газеты из восьми полос все и начиналось. Мы так загорелись идеей создания корпоративного СМИ с этой компанией, что пошли на невероятный шаг: первый номер сделали за сутки, причем все - начиная от разработки макета и заканчивая печатью.

Нынешний долгожитель - журнал «Вокруг хлеба» компании «Каравай». С ними мы сотрудничаем последние полтора года.

Компания-мечта? Это когда предварительный тем-план номера, а потом сверстанные полосы и тексты оперативно согласовываются.

Сколько человек у вас в штате?

В штате у нас четыре человека: два дизайнера и два менеджера. Пул внештатных сотрудников, среди которых - фотографы, журналисты и иллюстраторы составляет 10-15 человек. Этих людей более чем достаточно, для того чтобы вести наши четыре проекта.

Кто определяет целевую аудиторию изданий, и кто производит контент?

На формирование содержания существенно влияет специфика бизнеса компании-издателя и ее конкретные маркетинговые задачи. Важно, чтобы заказчик четко сформулировал эти положения. Мы, конечно, стараемся максимально помочь ему, но окончательное решение здесь ложится на клиента.

Главная задача изданий - не только информировать персонал о событиях, происходящих в отрасли и на конкретном предприятии, но и формировать лояльность. Целевая аудитория - это сотрудники компании, и здесь важно следующее: если издание выпускается для всех, соблюсти интересы разных категорий и предложить что-то интересное каждому читателю.

Перед подготовкой каждого номера мы обсуждаем тем-план с заказчиком, в соответствии с рубрикатором. По каждой теме определяются спикеры, которые дадут комментарии и расскажут о проблеме; с ними назначаются встречи, иногда общение происходит по телефону. Заказчик предоставляет нам контакты спикеров, и наши журналисты приступают к подготовке статей. Параллельно готовятся фотографии. Больше всего внимания традиционно уделяется обложке. Как и обложка любого другого СМИ, она должна «зацепить» читателя, иначе выпуск уйдет в корзину и газета не сработает.

Расскажите, пожалуйста, немного о ваших достижениях в области корпоративных СМИ?

В марте 2010 года журнал «Вокруг хлеба» компании «Каравай», издаваемый совместно с нашим агентством, получил специальную премию от АКМР и компании «МедиаЛайн» «За единство формы и содержания» на конкурсе «Лучшее корпоративное медиа-2010».

Как кризис сказался на прибыли от создания корпоративных СМИ? Стало ли меньше клиентов, сокращались ли бюджеты? Как обстоит ситуация сегодня?

В кризис мы потеряли одного клиента, о чем я уже упоминал выше. Что же касается других проектов, то по ним не было даже сокращения бюджетов. Главная проблема, с которой пришлось столкнуться из-за кризиса, - сокращение притока новых клиентов. Многие компании, которые планировали запустить свои корпоративные СМИ, отложили этот вопрос на долгосрочную перспективу. Сейчас мы уже видим оживление на этом рынке и рассчитываем в скором времени пополнить список наших клиентов.

Многие компании стремятся в социальные сети, создают корпоративные блоги. Реализуется ли эта тенденция у вас или планируется что-то новое?

Мы целенаправленно работаем только с тем, что можно напечатать и пощупать. Логика проста - нам нравится именно это. «Живая» газета (журнал), от которой пахнет типографской краской, приводит нас в восторг. А интернет... за интернетом настоящее и будущее. С точки зрения внутренних коммуникаций с сотрудниками или внешних - с клиентами, Сеть позволяет сделать гораздо больше и быстрее. Но, на наш взгляд, противопоставлять Сеть и журнал бессмысленно. Эти инструменты должны дополнять друг друга. Преимущества интернет коммуникации очевидны, однако не стоит умалять достоинств печатных корпоративных изданий. Сегодня, когда основной информационный поток обрушивается на людей из Всемирной сети, печатная версия может стать вполне удачной альтернативой. У нас у всех сохранилось особое отношение к напечатанному слову. Согласитесь, у вас не возникнет желания похвастаться близким своей фотографией на корпоративном сайте, а вот показать свежеотпечатанную газету со статьей о себе на первой полосе будет приятно каждому. Печатная версия удобна и для тех, чей род деятельности не связан с использованием компьютера. Газету или журнал вы сможете прочитать в любое удобное для вас время, в любом месте, взять с собой, положить в сумку, почитать в дороге, в перерыве, отложить и начать читать вновь.

Какие тенденции развития корпоративных СМИ вы наблюдаете, какие перспективы развития существуют?

Современные российские корпорации только начинают строить диалог со своими сотрудниками. И на этом пути они неизбежно придут к тем или иным формам корпоративных медиа. Кроме того, менеджерам придется пересмотреть свой взгляд на внутренние издания. Пора признать, что уважающая себя компания не может позволить себе выпускать газету «на коленке» - такой продукт станет газетой ради газеты, а значит, пустой тратой средств. Для того чтобы идея сработала, ваш свежеотпечатанный тираж должен быть читаемым, то есть интересным, и актуальным, должен использовать современные издательские технологии в сфере журналистики, дизайна, полиграфии.
 
Источник: Журнал о медиабизнесе "Новости СМИ", №21

« вернуться
На главную      наверх

 
 
  Адрес офиса: Россия, Москва, ул. Правды, дом 24, стр.4, оф. 218  Тел./факс: +7 (495) 741 49 20/05   e-mail: akmr@medianews.ru