www.corpmedia.ru

Аналитика / Обзоры / «ИНТЕРНЕТ-ТВ: ЕСТЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ»

Константин ПАНОВКО,

управляющий директор компании Victoria Production:

«ИНТЕРНЕТ-ТВ: ЕСТЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ»

В июле онлайн-ТВ смотрели 26% пользователей Рунета, что на 3% больше, чем в начале 2010 года. Аналитики из J'son & Partners Consulting считают, что до 2012 года численность его аудитории будет расти на 33-40% ежегодно. Это означает, что совсем скоро интернет-ТВ станет серьезным конкурентом классическому телевидению. О том, как новые медиа поделят карту СМИ и рекламные бюджеты, НСМИ рассказал управляющий директор и совладелец Victoria Production Константин ПАНОВКО.

 

Это естественное развитие, которое началось не в прошлом году, а гораздо раньше. Сейчас на рост обращают больше внимания, потому что рост постоянный и критичный с точки зрения классического ТВ-вещания. По нашим прогнозам, увеличение долей просмотра видеопродукта через интернет (Internet Protocol Television - IPTV) будет продолжаться совместно с увеличением скорости передачи данных в интернете. При этом будет расти и качество изображения, транслируемого через IP. Насколько - затрудняюсь сказать, но это будет заметное увеличение. Может быть, даже больше, чем 15% в год.

Сама стоимость выхода на рынок интернет-телевидения зависит от того, создается ли абсолютно новый полноформатный интернет-канал с оригинальными программами и приобретенными фильмами или предлагаются только отдельные программы для просмотра по запросу зрителя, а также от того, произведены ли эти программы специально для первого показа в интернете или же они являются вторично использованными, приобретенными у классического вещателя. При этом в любом случае выход на рынок IP-вещания гораздо дешевле, чем на телевизионный. В частности, за счет сотрудничества с интернет-провайдерами, причем не обязательно только российскими.

Окупаемость каналов интернет-ТВ на сегодняшний момент очень долгая, но это технологии ближайшего будущего, в которые нужно инвестировать. В обозримой перспективе они, безусловно, станут рентабельными.

Низкая окупаемость связана с тем, что зритель платит интернет-провайдеру за использованный объем данных или за предоставление линии связи, а не производителю программ или IP-вещателю за их просмотр. Производитель контента целиком зависит от рекламы на странице или от рекламы, которая интегрирована в программу. Конечно, из-за малого числа зрителей доходы от рекламы достаточно малы.

Систему денежных потоков между пользователем, провайдером и производителем рано или поздно придется реформировать, сделав просмотр контента платным. Хотя сегодня собирать деньги у зрителя очень тяжело: российский зритель привык к тому, что просмотр программ в интернете бесплатен, точно так же, как и в эфирном телевидении.

Поэтому интернет-каналы станут главным соперником не для платных нишевых каналов кабельного телевидения, а для эфирных «грандов». Нужно готовиться к жесткой конкуренции интернет- и классического ТВ за рекламные бюджеты. Очевидно, что будет происходить их распыление во все новые СМИ. Рекламодатели пойдут вслед за зрителем и переместятся из классического телевидения в интернет-вещание.

Преимущество интернет-вещания для рекламодателя состоит в том, что можно быть уверенным, что программу смотрит зритель из нужной ему, рекламодателю, целевой аудитории. При этом у рекламодателя есть способы активного управления рекламой.

Если у вас научно-развлекательный интернет-канал, то его смотрят образованные, интересующиеся техникой мужчины, а не случайный зритель, у которого включен телевизор. Есть и возможность точной идентификации и локализации зрителя, особенно если он пользуется мобильными приборами, соединенными с интернетом. Прирост числа пользователей таких приборов составляет примерно 20% в год, а в США - более 35%. Скоро 100% мобильных телефонов будут иметь возможность выхода в интернет. Практически все предлагаемые современные мобильные телефоны заслуживают ранга смартфона, то есть «умного» прибора.

В идеале реклама, рассылаемая по интернет-телевидению, будет специально настроена на потребности и установки именно этого зрителя, поскольку при ее формировании будут учитываться профиль потребителя, полученный из анализа его пользования интернетом. Например, если пользователь часто смотрит сайты, посвященные продаже новых автомобилей среднего ценового класса, то во время просмотра телевизионной программы к нему будет поступать реклама «Рено-Лагуны» а не «Форда-Фиеста».

Такая тематическая подача контента уже давно - закон для интернет-порталов.

За счет специализации контента под интересы пользователей, в интернет-ТВ нет тематических колебаний зрительского интереса в зависимости от таймслота.

Как поставщик программ и телевизионных форматов для эфирных каналов, Victoria Production уже готовится к тому, что в долгосрочной перспективе вещание через интернет будет преобладать. Мы работаем над проектом адаптации ежедневного молодежного сериала, который можно будет увидеть только в интернете. Только это не значит, что на экране монитора! Уже сегодня большинство телевизоров последнего поколения поддерживают интернет-вещание. Это означает, что зритель будет иметь возможность смотреть наши программы на экране привычного телевизора, но поступать они будут уже не через антенну или кабель, а через интернет, на основе протокола TCP-IP. Просмотр будет интерактивным, и мы будем точно знать, каковы интересы нашего зрителя. Это, в свою очередь, приведет к большей плотности информации и увеличению эффективности рекламы, размещенной в программах.

Логика возникновения канала в интернете отлична от эфирного вещания. В Сети канал проще создать на базе успешной телепрограммы, которая имеет свою аудиторию. Телепрограмма затем может уйти в онлайн, разрастаясь и захватывая смежные тематические зоны, но может и оставаться на своем месте в сетке эфирного телеканала, одновременно в расширенном варианте выходя на канале IPTV. В этом случае эфирная версия служит продвижению интернет-канала.

Один из партнеров, с которым для канала «Россия-1» нами производилась программа «Магический мир», создал на основе своего немецкого научно-развлекательного шоу интернет-канал, который вскоре был куплен и встроен в портал MSN, принадлежащий Microsoft. Вместе мы работаем над концепцией канала в жанре science-tainment для Рунета.

Конечно, сегодня часто недостаточное пиксельное разрешение подаваемой картинки и «подвисание» трансляции затормаживают вещание. Но картинка уже достаточно хорошая. Ее качество лимитировано скоростью передачи и объемом данных. Пока эта скорость, особенно в регионах, все еще меньше, чем нужно. Это характерно как для Германии, так и для России.

Впрочем, на эфирном телевидении пока рано ставить крест. Как бы ни развивался интернет, эфирные полнопрограммные каналы сохранятся, потому что даже самому квалифицированному зрителю важно чувствовать себя частью огромного информационного сообщества, которое вместе с тобой получает одни и те же впечатления, одну и ту же информацию. Люди должны время от времени синхронизировать друг с другом свое информационное и эмоциональное состояние.

Victoria Production предлагает партнерам и заказчикам новые форматы, которые имеют потенциал трансформации в интернет-программы. Телепрограммы должны врастать в Сеть, развиваться там, и уже из интернета поддерживать «материнские» эфирные программы. Адаптированные для российского и украинского телерынков форматы Victoria Production ежедневно идут на Первом канале и СТС. В Украине - на каналах Iнтер и «ТРК Украина». Мы не сомневаемся, что довольно скоро эти наши партнеры поставят вопрос об адаптации нынешних форматов для интернета, или о создании новых форматов исключительно для просмотра в Сети.

В компании Victoria Production работает около 15 сотрудников. В большинстве своем это креативные сотрудники. Им вполне по силам задача продвижения новых специальных форматов для российского интернет-телевидения. Оборот Victoria Production растет ежегодно примерно на 10%. Мы рассчитываем на еще больший рост, связанный с нашими проектами в сфере интернет-вещания.

У Victoria Production есть офисы в Берлине (головной) и в Москве. Дочерняя продакшн-компания под названием «Фильм-Пром» работает в Москве.


« вернуться
На главную      наверх

 
 
  Адрес офиса: Россия, Москва, ул. Правды, дом 24, стр.4, оф. 218  Тел./факс: +7 (495) 741 49 20/05   e-mail: akmr@medianews.ru