www.corpmedia.ru

Новости / Новости отрасли / Интервью / Владимир Ещенко, коммерческий директор "Первого полиграфического комбината"




29.04.2011 Владимир Ещенко, коммерческий директор "Первого полиграфического комбината"

Я всегда верил, что любая компания, даже с самыми заурядными технологическими возможностями, способна выйти на лидирующие позиции, если у ее сотрудников «горят глаза». Не так давно я нашел очень мощное подтверждение своим убеждениям.

Мне посчастливилось познакомиться изнутри с одной из крупнейших в мире полиграфических компаний. Чтобы понять, что представляет собой эта компания, приведу пару цифр – 22 000 человек в штате, 60 производственных площадок по всему миру, 2 000 единиц полиграфического оборудования, 40 лет существования, $5 млрд годового оборота. Впечатляет. Но что впечатляет еще больше, так это то, за счет чего компании удается уже долгие годы поддерживать лидирующие позиции в мировой полиграфии. Дело не только в инновационных технологиях или принципиально новом оборудовании. Реальное конкурентное преимущество здесь - это сотрудники. Менеджерам компании удалось сплотить разбросанные по миру 22 тысячи человек, разделенные океаном, языками и границами, в единый коллектив. Принципы управления в этой компании по духу близки принципам менеджмента, разработанным в компании Тойота. Основатель компании умер семь лет назад, и сегодня его почитание так велико, что в компании сам собой сложился культ его личности.

Все сотрудники полиграфической компании – владельцы, управленцы, инженеры, печатники – носят одинаковую рабочую форму: это брюки и рубашка с вышитым логотипом и именем сотрудника. Расстояние между топ-менеджером и рядовым сотрудником – один шаг.

Каждое утро начинается с 15-минутного обсуждения текущих проблем и успехов, в ходе которого принимаются решения по улучшению работы. Благодаря тому, что это происходит каждый день, и участие принимают и исполнители, и руководители, проблемы удается решать на самом начальном этапе. Более того, такая схема работы используется не только для решения текущих задач, но и при разработке стратегии развития всего бизнеса. Управляющее лицо здесь не генератор приказов и распоряжений, а скорее модератор дискуссии. В споре рождается истина, тем более в споре профессионалов своего дела.

Я был свидетелем, как перед группой сотрудников, в которую вошли менеджер, технолог, программист, печатник, поставили задачу, на решение которой было отведено четыре дня. В течение всего этого времени участники этой группы сообща занимались только этим вопросом, не отвлекаясь на свои ежедневные обязанности. Через четыре дня во время ленча решение было презентовано коллективу. После бурного обсуждения уже всеми сотрудниками решение было принято. Эффективно ли оно - покажет время, но может ли человек, знакомый с ситуацией из отчетов и рапортов своих подчиненных знать ее лучше, чем люди, знающие все нюансы изнутри? Думаю, нет. Для самих сотрудников участие в подобных группах – не обязанность. Им это реально интересно. Если хотите – игра, ребус, который надо решить. Они не зажаты в тиски наказания и ответственности за принятое решение, а потому могут мыслить свободно. Получают ли сотрудники поощрение за эту работу? Да, праздничный ужин с руководством. Эффективна ли такая схема для компании? Да, компания прибыльна, а это ли не подтверждение эффективности? Благодаря тому, что компания работает эффективно и получает прибыль, огромное внимание уделяется и тому, что у нас называется «соцпакетом». На всех типографиях организованы бесплатные детские сады, в которые привести своего ребенка может любой сотрудник. В медицинских центрах можно пройти обследование и получить медобслуживание. Спортзал на типографиях редко пустует. Прозвучит странно, но сотрудники получают доплату за посещение спортзала. Все просто – человек, занимающийся спортом, меньше болеет, не тратит корпоративные деньги на медобслуживание и лучше работает.

Советская организация труда оставила нам в наследство простой принцип работы - главное не высовываться. Начальник принимает решения, сотрудники исполняют. «Приказ руководства обсуждению не подлежит». Людей столько лет отучали думать и принимать решение, что сегодня в большинстве случаев мы имеем абсолютно аморфное отношение к работе. «Планерки» и совещания превратились в ритуальный обмен фразами «все в рабочем порядке» и рапорты о проделанной работе. Реальные проблемы на всеобщее обсуждение не выносятся, а решаются в узком кругу. Так и получается - левая рука не знает, что творит правая.

Мне, как руководителю, повезло. Наша компания, созданная пять лет назад, не несет на себе груз «советского прошлого». Нам проще претворять в жизнь элементы западного подхода к управлению. На предприятии тоже есть спортзал для сотрудников, есть медицинский кабинет, столовая, корпоративный транспорт. С этим проблем нет. Самое сложное – ориентировать людей с безучастного выполнения обязанностей на проактивное управление собственной работой.

Успех пресловутого Запада - не в обладании каким-то тайным знанием или умением. Это мы умнее, сильнее, образованнее. Парадокс в том, что советская мечта о работниках-энтузиастах воплотилась на Западе в условиях рынка.

Я патриот, как бы громко это ни звучало. И я хочу, чтобы мы начали использовать свои способности по-максимуму. И проблема-то всего лишь в отношении. «Горите» ли вы на работе или «отбываете номер»? Начинать нужно с себя. Думать не о деньгах, а о результате. Не ждать указаний «сверху», а внести чуточку творчества в свои ежедневные обязанности. Воспринимать проблемы не как тяжелый груз, а как возможность проявить себя и реализовать свои способности. Работать с энтузиазмом - это интересно!

 

 



« вернуться Версия для печати Отправить ссылку другу
На главную      наверх

 
 
  Адрес офиса: Россия, Москва, ул. Правды, дом 24, стр.4, оф. 218  Тел./факс: +7 (495) 741 49 20/05   e-mail: akmr@medianews.ru