www.corpmedia.ru

Новости / Новости отрасли / Интервью / Олег Новиков, глава издательства «Эксмо»




03.10.2014 Олег Новиков, глава издательства «Эксмо»

Глава издательства «Эксмо» зарабатывает, пока мы читаем. Бизнес-империя на буквах пережила 1990-2000-е и процветает. Как не проглядеть нового Пушкина, не упустить Бориса Акунина, какой роман можно назвать идеальным и кому все это достанется.

Досье

  • Возраст 46 лет.
  • В 1991 году, во время учебы в Московском авиационном институте, совместно с Андреем. Гредасовым создал книготорговую компанию «Эксмо» и стал ее генеральным директором.
  • В 1993-м «Эксмо» начала выпускать книги.
  • В 1996-м Новиков и Гредасов стали совладельцами сети «Новый книжный», а в 2004-м — сети «Буквоед» (в 2008-м эти сети объединились).
  • В 2009 году партнеры вошли в состав акционеров издательства «Манн, Иванов и Фербер», в 2011-м увеличили долю до контрольной.
  • В 2013-м Новиков купил издательство «АСТ» и создал объединенную группу «Эксмо-АСТ».
  • В 2014 году группа «Эксмо-АСТ» приобрела издательство «Дрофа».

— У вас огромная книжная империя. Почему все-таки книги, они вам нравятся?

— Исторически сложилось, что я начал заниматься книжным бизнесом. Не потому, что люблю книги, хотя это так. Получилось и все.

— Как относитесь к старым книгам?

— Я не поклонник раритетных изданий. Если можно выбрать хорошую красивую книгу, зачем покупать ее на барахолке?

— В каком жанре развивалась ваша карьера?

— Сложно назвать один жанр. Наверное, семейная сага. Условный жанр, который чем-то связан с происходящими событиями. Такое бульварное чтиво.

— Кому передадите бизнес? Детям?

— Даже не думал, честно говоря. Старшей дочери 17 лет, она учится в Англии. Полагаю, там и продолжит обучение. Младшим детям пять и восемь лет. Им еще интересно просто читать книжки.

— А продать?

— Был период, когда многие продавали свой бизнес, а потом сидели с деньгами, не зная, куда их вложить. Куда вложить деньги? Это главный вопрос.

— Вы участвуете в операционном управлении бизнесом?

— Пока участвую. В моих компаниях работает порядка 2 тыс. человек, не считая нашего логистического направления. Но я больше люблю стратегическое управление: мы проводим ежегодные совещания по утверждению стратегии в разных сегментах. Там обсуждаются и творческие, и редакционные вопросы. Это самая интересная часть бизнеса. То, чем хочется заниматься.

— Из чего складывается цена книги?

— Считать будем от розничной стоимости. Половину забирает розница. 10% — авторский гонорар, 15% — прямая себестоимость. Дальше — редакционно-издательские издержки, включая затраты на дистрибьюцию. У нас логистические центры — это еще 7%.

— Почему так много забирает розница?

— Это мировая практика. Когда у «Топ-Книги» возникли проблемы, нашлись инвесторы — бывшие акционеры и менеджеры «Копейки», специалисты в продуктовой рознице. Их все устроило: товар не портится, маржинальность высокая, конкуренция низкая. Однако ничем хорошим это не закончилось. Проблема розницы в том, что товар низкооборачиваемый. Если не брать такие магазины, как «Библио-Глобус», то оборачиваемость товара — 300–400 дней.

ООО «Топ-Книга» — неработающая книготорговая компания, объединявшая 552 магазина и 200 точек в супермаркетах. В 2010 году 16 компаний подали иски в отношении «Топ-Книги». Ее общий долг составил 4,05 млрд рублей.

— Каков объем книжного рынка в России?

— В 2015 году книжный рынок будет оцениваться в 71,5 млрд рублей — предположительно, вырастет на 1% по сравнению с 2014-м. Хотя динамика в натуральном выражении отрицательная. Планируется, что в следующем году будет продано 388 млн книг —  это на 5% меньше, чем в нынешнем.

— А что негативно влияет на рынок?

— Недостаточный уровень качества дистрибьюции в регионах, сокращение количества полок в категории «книги» в FMCG (Fast Moving Consumer Goods — товары повседневного спроса — прим. ред.), резкое падение продаж в киосках, конкуренция со стороны электронных книг, нелегальное скачивание контента, особенно художественной литературы.

— Пираты мешают?

— Да, из-за них многие авторы потеряли гонорары, у кого-то они снизились. Кто-то задумался: а стоит ли писать? И главное, сократился приток новых авторов.

— Как дела у издательства — «Манн, Иванов и Фербер»? Вам удается зарабатывать на нем?

— Да, оно прибыльное. Их операционная эффективность даже выше, чем в традиционном бизнесе, а работают они в премиум-сегменте. Тиражи небольшие, но цены высокие. И потребитель готов платить. Плюс спонсорство и корпоративные продажи. В целом этот сегмент бизнеса инвестиционно привлекательный.

— Почему у АСТ возникли финансовые проблемы?

— У них была низкая операционная эффективность, там не работали поставленные менеджеры, а был один человек, который решал все. До многих вопросов руки у него явно не дотягивались.

— Сменили генерального директора?

— В структуре АСТ произошло не много изменений. Фокус сместился с деятельности на конечный результат. Теперь редактор не только отвечает за то, чтобы продукт был создан, но и следит, дошел ли он до читателя, заинтересовал ли его. Гендиректор в АСТ — человек из «Эксмо».

— Вы перестали выпускать книги авторов, которые не приносили дохода АСТ?

— Основная проблема там была с авторами, которые могли бы приносить хорошую прибыль, но не делали этого. У них были слишком большие тиражи и очень хорошие финансовые условия — в силу жесткого конкурентного ландшафта: создавался некий паровоз, который двигал всех. Рисковая бизнес-модель, в частности в работе с новыми авторами. Но риски не такие высокие. Можно не продать книгу нового автора — это часть бизнеса. Надо понимать, что сейчас мы готовы издавать все хорошие книги, просто условия должны быть экономически оправданны.

— АСТ и «Эксмо» борются за авторов между собой?

— Да, мы специально сохранили конкуренцию. Монополия ни к чему хорошему не приведет. Такая же ситуация и на Западе. Это не значит, что издательства предлагают совершенно разные условия. Здесь скорее вопрос договоренностей с авторами. Бывает, что условия сложились исторически. Мы стараемся избегать ситуаций, когда автор начинает спекулировать: я и туда, и туда схожу и посмотрю, кто предложит лучшие условия.

— Что самое главное в книге?

— Контент. Контент. Контент. Это 90% успеха. Безусловно, есть маркетинговые технологии, но я в них не верю. Взять, к примеру, новый роман Захара Прилепина («Обитель» — прим. ред.). На мой взгляд, это самая сильная книга, которая появилась на российском рынке за последние пять лет. Я издал этот роман и горжусь собой, нашей страной, национальной литературой.

— А Дарья Донцова — это хороший контент?

— Для своей аудитории — да.

— Тех редакторов, кто нашел золотую жилу, условную Донцову, вы поощряете?

— Есть мотивационная часть за достижение определенных целей — увеличение объема продаж, участие в запуске новых проектов. Отдельно за успехи авторов, даже если это Донцова, мы не премируем. Мотивационная часть, кстати, может доходить до 100% от основной зарплаты.

— Большая разница между читателями того времени, когда вы начинали, и нынешними?

— Читатель изменился. Люди все меньше хотят оставаться наедине с книгой, глубоко и вдумчиво читать. Идет переход к клиповому мышлению. Сегодня очень популярны издания маленького формата. А еще я уже два года говорю редакторам: давайте делать книги с Comedy Club, в этом что-то есть. Тем более что Зощенко, Жванецкий продаются. Вы знаете, как редактор проверяет актуальность темы? Смотрит количество поисковых запросов в «Яндексе»…

— Да, по вашим словам, в России читают в среднем три книги в год, а в Европе — 10.

— В Европе инфраструктура чтения значительно активнее и шире. У нас во многих местах — и я это всюду повторяю — невозможно приобрести книгу. Сейчас Интернет отчасти решает проблему. Правда, я пока недоволен тем, как развивается MyBook (онлайн-библиотека «Эксмо» — прим. ред.). Но тут ничего не поделаешь, он создан для тех, кто хочет много читать и готов за это платить. Наша задача – запустить сервис, а затем делать работу с ним более удобной. Рано или поздно качество победит. Если бы я не верил в перспективы этого рынка, жить было бы тяжелее морально. В США при этом объем электронных продаж стабильно увеличивается и занимает около 21% рынка книгоиздания. В России продажи электронных книг тоже устойчиво растут в течение последних четырех лет — в среднем на 99,4% в год. При сохранении таких темпов их доля скоро составит 5% от всего книжного рынка, или примерно 3 млрд рублей. На данный момент доля электронных книг — 1%.

— Боитесь ли вы среди многих авторов не разглядеть нового Пушкина?

— Такой страх есть. Правда, сейчас я уже не работаю с авторами. Кстати, Борис Акунин вспоминает, что когда-то передал мне свою первую книгу, но «Эксмо» не стало ее издавать. Хотя, может, просто рукопись до меня не дошла? В общем, такая легенда существует.

Историю о том, что издательство «Эксмо» упустило Акунина, подтверждает сам писатель: «Я с Олегом Новиковым знаком не был. А моя жена понесла ему мой первый роман — исторический детектив. Он, кажется, его даже читать не стал. Просто тогда все писали про оперов и киллеров. Новиков сказал: «Зачем нужен исторический детектив, если можно писать про современность».

— Сколько книг вы читаете?

— Одну-две в месяц.

— На что готовы тратить свое свободное время?

— На спорт. Он помогает снимать стресс. Я достаточно активно им занимаюсь – четыре-пять дней в неделю. Раз в неделю играю в футбол. Уже семь лет по воскресеньям мы с друзьями играем в водное поло. Обязательно бегаю 10 км. Не каждую неделю, но хожу в Центр доктора Бубновского. Занимаюсь на специальных тренажерах, которые очень полезны для позвоночника: тебя привязывают за ноги и ты делаешь, к примеру, махи ногами в различных положениях.

 

Галина КисандФото: Артем Голощапов
РБК



« вернуться Версия для печати Отправить ссылку другу
На главную      наверх

 
 
  Адрес офиса: Россия, Москва, ул. Правды, дом 24, стр.4, оф. 218  Тел./факс: +7 (495) 741 49 20/05   e-mail: akmr@medianews.ru