www.corpmedia.ru

Новости / Новости отрасли / Цифры, факты, право / Заказное убийство контента или мертвые души онлайн




01.10.2010 Заказное убийство контента или мертвые души онлайн

Рукописи не горят, даже виртуальные,- то, что однажды попало в интернет, зачастую остается там навсегда. Что делать, если когда-то человек выложил в сеть информацию, а теперь она может его компрометировать? Или человека уже нет в живых, а его странички продолжают существовать? За удаление такого контента многие готовы платить.

Недавно представители крупнейшей социальной сети Facebook столкнулись с необычной проблемой: пользователи умирают, а их странички остаются в сети и, более того, поддерживают иллюзию жизнедеятельности владельца, продолжая напоминать друзьям о его дне рождения и иных связанных с ним знаменательных датах. Несмотря на то что ситуация вполне предсказуемая, сравнительно молодые интернет-ресурсы обратили на нее внимание только сейчас, когда, во-первых, число пользователей значительно увеличилось, а во-вторых, повысился их средний возраст. Пока ни Facebook, ни иные социальные сети не выработали четкого механизма отслеживания мертвых душ, соответственно, число страниц-призраков с каждым днем становится все больше. Как рассказала пиар-менеджер Odnoklassniki.ru Светлана Беляева, на их ресурсе не предусмотрено автоматического удаления страницы пользователя при отсутствии активности в течение продолжительного времени: согласно принципам компании, пользователь может заходить в свой профиль сколь угодно редко, это его личное право. Аналогичным принципам следует большинство ресурсов.

Поскольку каждый аккаунт имеет свой индекс цитирования, посещаемость, зарегистрированных друзей и т. д., он может представлять интерес для тех, кто занимается бизнесом в интернете: использовать такую страницу в соцсети можно, например, рассылая с нее рекламу и нагоняя трафик другим абонентам. Получается бизнес вполне чичиковского толка: "Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу!"

Первым делом мы, как помещица Коробочка, решили выяснить, почем нынче мертвые души. Обращаться напрямую к администрациям соцсетей, конечно, не стали, вместо этого разместили на популярных форумах (в том числе хакерских) и досках объявлений как запросы на покупку, так и предложения о продаже аккаунтов умерших людей. На forum.xakep.ru счетчик посетителей объявления мгновенно начал отбивать новые просмотры - буквально за четверть часа их число перевалило за пятьдесят, но потом тема бесследно исчезла с форума: видимо, была удалена модератором. Подобное повторилось на avito.ru, slando.ru, в "Живом журнале" - везде наши наивные объявления не провисели и получаса. Не получив откликов по объявлениям, мы решили обратиться к знакомым хакерам. Выяснилось, что специально взломом и сбором аккаунтов мертвых душ никто не занимается - взламывают для рассылки спама любые страницы, какие подвернутся, соответственно, если попалась страница покойника, то это чистая случайность.

Правда, в последнее время такие случайности происходят все чаще. Родственники и друзья вдруг обнаруживают, что покойный "воскрес" - снова начал писать на своей странице и отправлять сообщения. "Изредка наплыв хулиганов заставляет закрывать страницы умерших пользователей для чтения или написания комментария, но мы стараемся это делать очень осторожно, стараясь защищать интересы наших пользователей, живых или мертвых",- комментирует руководитель LiveInternet.ru Валентин Любимов. Живой владелец аккаунта в большинстве случаев может без особых проблем доказать администрации ресурса свои права и восстановить контроль над страницей. Однако, как показывает практика, победить духа, нагло вселившегося на страницу покойного, не так уж и просто. "Мы проверяем страницу, регистрационные данные, сверяем их с тем, что предоставили нам родственники покойного,- рассказывает Светлана Беляева.- Если у нас возникают хоть малейшие сомнения в том, что пользователь действительно умер или что обратившийся является его родственником, в ответном письме мы просим копию свидетельства о смерти. Если факт смерти подтверждается, мы можем только удалить страницу, ни переписку, ни регистрационные данные мы не предоставляем. Некоторые родственники, напротив, специально просят оставить страницу, потому что видят, что друзья покойного любят его, помнят и скорбят вместе с родными. У меня в друзьях есть такой пользователь, чью страницу ведут его друзья: обновляют фотографию, статусы - создается впечатление, что человек по-прежнему с нами". На остальных ресурсах точно так же идентифицируют умершего по запросу близких людей и сохраняют конфиденциальность информации, есть лишь несколько нюансов.

 

Кладбище в сети

"В LiveJournal существует возможность присвоения аккаунтам умерших людей мемориального статуса,- рассказывает руководитель LiveJournal Russia Светлана Иванникова.- Такой журнал никогда не будет удален за неактивность. В него также нельзя будет добавить новые записи: если дневнику умершего человека был присвоен такой статус, обладающий паролем от этого блога (например, родственник умершего или хакер) ни одной новой записи добавить не сможет. Близким умершего достаточно отправить запрос в службу поддержки с указанием даты смерти и просьбой присвоить аккаунту статус мемориального, по возможности сопроводив его ссылками на факты, подтверждающие смерть этого человека. Сделать это можно в любой период - как через неделю после смерти, так и спустя несколько лет. Статус аккаунта отображается в профиле - например, в ЖЖ известного священника Григория Чекменева (пользователь presvitergrig), трагически погибшего в августе 2010 года, можно найти информацию, что его аккаунт - "журнал памяти. В него нельзя писать ничего нового". Если доподлинно известно, что у умершего человека было несколько аккаунтов в "Живом журнале", и при этом родственники знают только один из них, в запросе необходимо указать это. В случае если все они были зарегистрированы на один e-mail, сотрудники службы поддержки переведут в мемориальный статус все связанные персональные аккаунты".

Один из немногих популярных ресурсов, где нет внутреннего кладбища,- сайт знакомств mamba.ru. "Вне зависимости от того, почему человек забросил анкету, через три месяца неиспользования аккаунта пользователь получает уведомление на e-mail, что в течение трех дней его анкета будет выключена из открытого поиска по анкетам. Если человек игнорирует письмо, то в течение трех-пяти дней анкета автоматически пропадает из поиска (но остается доступной и сохраняется в базе данных). Через полгода неиспользования профайла он, после соответствующего предупреждения, автоматически удаляется без возможности восстановления",- рассказывает заместитель генерального директора "Единой службы знакомств и общения "Мамба"" Олеся Кузнецова.

Интересно, что будет дальше, ведь со временем все больше владельцев аккаунтов будет уходить в мир иной. Не превратятся ли соцсети в своеобразное кладбище, где число покойников будет соизмеримо с живыми?

Игорь Ашманов, генеральный директор компании "Ашманов и партнеры", предположил вариант естественного решения: "В США есть кладбища, где землю под могилу арендуют. Соответственно, могилу не сносят, пока вносится арендная плата. В сети, видимо, будет то же самое: пока за аккаунт платят или просто на нем поддерживается какая-то активность живых людей, которым покойник дорог, страница сохраняется. Аккаунты известных личностей, которые интересны потомкам, как и физические могилы, могут остаться на века, а страницы обычных людей постепенно будут исчезать".

Кстати, настоящее виртуальное кладбище существует в рунете и сейчас. "Сайт был создан в конце 2007 года,- рассказывает автор идеи и владелец виртуального кладбища www.rip.su Артем Васильев.- Проект существует на мои личные средства, дохода он не приносит. Пожертвований на сайт за все время его существования было $2. Содержание, правда, недорогое: хостинг и домен - вот все расходы. В сети на сайт реагировали по-разному, от негатива к позитиву, но равнодушных высказываний не было". Если судить по наметившейся тенденции создания мемориальных страниц, то, возможно, очень скоро подобные проекты будут востребованы и начнут приносить прибыль.

 

Источник: Коммерсантъ-Деньги



« вернуться Версия для печати Отправить ссылку другу
На главную      наверх

 
 
  Адрес офиса: Россия, Москва, ул. Правды, дом 24, стр.4, оф. 218  Тел./факс: +7 (495) 741 49 20/05   e-mail: akmr@medianews.ru